История кафедры

Кафедра "Транспортные машины"

Более 20 лет плодотворной работы!

   

   Выпускающая кафедра "Транспортные машины" была образована в 2001 году из общепрофессиональной кафедры "Проектирование технических систем", которой с 1997 года руководил д.т.н., профессор Артемов И.И. В свою очередь кафедра "Проектирование технических систем" была образована из кафедры "Детали машин и приборов", первоначальное название - "Детали машин", которой в разные годы руководили: доцент Махнёв Т.А. (1944-1946 гг.); к.т.н., доцент Артюхин В.И. (1946-1962 гг.); к.т.н., доцент Костин К.И. (1962-1974 гг.); к.т.н., доцент Колесов Б.К. (1974-1979 гг.); к.т.н., профессор Пантелеев В.Ф. (1979-1997 гг.).

      Другая выпускающая кафедра, из которой в 2014 году была образована кафедра "Транспортные машины", отсчитывает свою историю с 1972 года. Кафедра "Транспортно-технологические машины и оборудование", которой с 2004 по 2014 г. руководил д.т.н., профессор Курносов Н.Е. была образована из кафедры "Технологические машины и оборудование", а та в свою очередь, переименована из кафедры "Проектирования автоматизированных текстильных машин", которой в период с 2000 по 2004 гг. руководил д.т.н., профессор Скрябин В.А. Кафедра же"Проектирования автоматизированных текстильных машин" бала образована в 1988 году из кафедры "Теории механизмов и текстильных машин", которой в разные годы руководили: к.т.н., доцент Кузнецов И.С. (1972-1974 гг.); к.т.н., доцент Мясников М.Г. (1974-1987 гг.); д.т.н., профессор Лёвин А.А. (1987-2000 гг.).

ИСТОКИ (1997-2009)


Артемов Игорь Иосифович, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой (1997-2009 гг.)

Первый заведующий кафедрой "Транспортные машины" 

     В марте 1997 года заведующим кафедрой «Детали машин и приборов» был назначен д.т.н., профессор Артёмов И.И., ставший первым доктором наук на кафедре, и в том же году кафедра была переименована в «Проектирование технических систем». На этот год приходится важное событие, с которого началась новая страница в истории кафедры: по предложению И. И. Артемова коллектив кафедры принял решение ходатайствовать перед Ученым Советом университета о преобразовании кафедры в выпускающую и в том же году была открыта специальность 150100 «Автомобиле- и тракторостроение».

      На кафедре в то время работали доценты, кандидаты технических наук В.Ф. Пантелеев, Е.А. Чуфистов, В.В. Сенькин, А.С. Репин, О.Ф. Пшеничный, С.В. Куренков, С.А. Кулишенко, П.А. Соколов, доцент В.П. Ханов, зав лабораторией А.А. Павлов, инженеры Л.Б. Вилюм, Л.А. Измайлова, С.Ю. Додонова.

    Становление специальности было нелегким. Предстояло создать материальную базу, учебно-методическое обеспечение. Для организации учебного процесса кафедре были переданы два помещения в подвале первого корпуса, где располагалось устаревшее слесарное и станочное оборудование. Помещения были совершенно непригодны для проведения занятий: запущенность, свисающие электропровода, грязные стены, изогнутые потолки, горы мусора, темно и даже отсутствовала дверь, соединявшая одно из помещений с выходом во двор, из-за чего в помещениях был свирепый сквозняк.

Начало учебного процесса 

   Для подготовки будущих специалистов необходимо было создать и оснастить учебные лаборатории. Большую помощь в оснащении оказали автотранспортные предприятия и ГИБДД. К началу 1999 года в лаборатории были изготовлены стеллажи, размещены узлы автомобилей и тракторов, в аудитории красовались три автомобиля и два трактора. Это позволило на год ранее первоначально планировавшегося срока начать обучение студентов по специальности. Кстати, для того, чтобы грузовой автомобиль оказался в помещении, его пришлось разрезать и вновь в аудитории сварить, выполнить кузовной ремонт и покрасить.

                              Лаборатория автомобилей                                                 Лаборатория тракторов

     Позднее, уже в ауд. 1-313, был развёрнут компьютерный класс с персональными компьютерами и периферийным оборудованием. Компьютеры были объединены в локальную сеть, подключены к корпоративной университетской компьютерной сети и InternetПреподавателями подготовлено более 40 мультимедийных приложений, разработан сайт кафедры, на котором в прямом доступе представлены все необходимые учебно-методические материалы. В восьмом учебном корпусе кафедре передали аудиторию 8-105. В ней силами кафедры была отремонтирована сама аудитория, отремонтирована и частично изготовлена аудиторная мебель и началось создание компьютерного класса для организации в нем учебного процесса и центра для развития автоматизированного проектирования в плане сотрудничества с английской фирмой Del-cam (теперь Del-cam – центр при кафедре «Технология машиностроения»).

Компьютерный класс (1-313)

     Класс в течение долгого времени использовался для проведения лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования, но с развитием кафедры, увеличением штатного состава, аспирантов, магистрантов, увеличением обеспеченности студентов личными компьютерами класс был преобразован в преподавательскую.

В 1999 году кафедре передали три помещения (сейчас аудитории 8-107), которые находились практически в таком же состоянии, что и помещения в первом корпусе: совершенно запущенные, грязь, мусор, кроме того, через них проходили воздуховоды огромного размера в большом количестве. Два помещения переоборудовались и перестраивались под учебные лаборатории, а в третьем с 2003 г начала создаваться научно-исследовательская лаборатория.

           Класс дизайна и проектирования                              Научно-исследовательская лаборатория

 

 

Через четыре года, 28 мая 2001 года кафедра вновь переименовывается и теперь в кафедру «Транспортные машины». В том же 2001 году состоялся первый выпуск, 19 человек получили дипломы о высшем образовании, квалификация «Бакалавр техники и технологии по направлению» «Наземные транспортные системы». Первый выпуск инженеров по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» кафедра «Транспортные машины» сделала в 2002 году.

     К этому времени на кафедре появились новые сотрудники: бывший главный инженер объединения «Дизельмаш», доктор технических наук, доцент Касьянов А.В., доктор технических наук, профессор Дьячков Ю.А, доценты, кандидаты технических наук А.А. Грабовский, В.В. Пшеничников, Г.П.Гринин, Березняк И.В., ассистент Войнов А.А.

В 2007 году на кафедре «Транспортные машины» открыта вторая специальность: 140501 «Двигатели внутреннего сгорания». Первый выпуск специалистов состоялся в 2011 году. В настоящее время кафедра «Транспортные машины» является выпускающей по направлению подготовки бакалавров 13.03.03 – Энергетическое машиностроение, профилю – Двигатели внутреннего сгорания.

        А в 2008 году на кафедре начата подготовка по специальности 190700 «Организация и безопасность движения». Большое участие в открытии специальности принял профессор Э. Р. Домке. Первый выпуск специалистов сделан в 2012 году. В настоящее время кафедра является выпускающей по направлению подготовки бакалавров 23.03.01 – «Технология транспортных процессов, профилю - Организация и безопасность движения».

Для обеспечения учебного процесса по вновь открытым специальностям на кафедре начали создаваться две учебных лаборатории - по двигателям внутреннего сгорания и безопасности дорожного движения - и один специализированный класс – компьютерный класс технологий двигателестроения.

 

         

Класс двигателей внутреннего сгорания

За период с 1997 года, с открытия специальности, защитили диссертации докторов технических наук и начали работать на кафедре Сейнов С.В и Савицкий В.Я., пришел на кафедру А.Ю. Муйземнек, защитили диссертации кандидатов наук и перешли на преподавательскую работу аспиранты кафедры Суменков С.В. Дрязгин А.В, Черемшанов М.А. Кроме того, защитили диссертации аспиранты Черников В.С. Сорокин С.А. и гражданин Сирии Яссин Аль Махмуд.

В 2009 г заведующим кафедрой «Транспортные машины» был назначен доктор технических наук, профессор Дьячков Юрий Алексеевич, сменивший на этой должности Игоря Иосифовича Артемова.

Заведующий кафедрой  «Транспортные машины»  в 2009-20014 г.г.

 

Доктор технических наук, профессор 

Дъячков Юрий Алексеевич

Удалось к первому выпуску специалистов по специальности 140501 «Двигатели внутреннего сгорания» обустроить лабораторию ДВС и компьютерный класс по технологии двигателестроения. Большая заслуга в этом принадлежит доценту Грабовскому А.А. и зав. лабораторией Додоновой С.В. Создана лаборатория по направлению «Технологии транспортных процессов», приобрела новый вид лаборатория автомобилей и тракторов. В 2010 году состоялся первый выпуск магистров.

В этот период кафедра уделяла большое внимание применению компьютерных технологий в учебном процессе и дипломном проектировании.

В следующие пять лет удалось к первому выпуску специалистов по специальности 140501 «Двигатели внутреннего сгорания» обустроить лабораторию ДВС и компьютерный класс по технологии двигателестроения. Большая заслуга в этом принадлежит доценту Грабовскому А.А. и зав. лабораторией Додоновой С.В. Создана лаборатория по направлению «Технологии транспортных процессов», приобрела новый вид лаборатория автомобилей и тракторов. В 2010 году состоялся первый выпуск магистров. 

Новое дыхание (2004-2014)

        В 2001 году в связи с получением университетом лицензии на подготовку дипломированных специалистов по направлению 653200 «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы» (специализация 170900) кафедра «Проектирование автоматизированных текстильных машин», входившая в состав факультета машиностроения, транспорта и энергетики, была переименована в «Технологические машины и оборудование».

Kurnosov

В 2004 году решением Ученого Совета ПГУ от 30.11.2004 г. кафедра была поделена на две и таким образом была образована новая кафедра, которая получила название «Транспортно-технологические машины и оборудование». Возглавил кафедру доктор технических наук, профессор Курносов Николай Ефимович.

   В состав кафедры вошли как опытные преподаватели с большим стажем педагогической и научной работы, так и молодые выпускники университета: кандидаты технических наук, профессора  Тарнопольский А.В, Корнилаева Л.П., кандидат технических наук, доцент – Измайлов Ю.К.; старшие преподаватели Елистратова А.Г., Николотов А.А., аспиранты Лебединский К.В. (в настоящее время  кандидат технических наук, доцент), Алексеев Д.П., Земцов А.А., Асосков А.С.

    Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» располагала тремя учебными лабораториями (грузоподъемных машин, ТММ и патентоведения, технологии производства и ремонта грузоподъемных машин) и  научно-исследовательской лабораторией в 9-м учебном корпусе.

 

   В 2014 году из двух кафедр «Транспортные машины» и «Транспортно-технологические машины и оборудование» была образована кафедра, получившая название «Транспортные машины и комплексы». Заведующим кафедрой был назначен доктор технических наук, профессор Салмин Владимир Васильевич. Под этим названием кафедра просуществовала недолго – всего месяца и было решено вернуться к старому названию «Транспортные машины». В мае 2015 года д.т.н., профессор Салмин В.В. был избран заведующим кафедрой по конкурсу сроком на пять лет. С 2014 по 2025-ый год кафедру возглавлял дтн, профессор Салмин Владимир Васильевич.

Заведующий кафедрой "Транспортные машины" в период с 2014 по 2025-ый год

Доктор технических наук, профессор Салмин Владимир Васильевич

 

    После объединения кафедр в октябре 2014 года кафедра "Транспортные машины" осуществляла подготовку студентов по 5-и направлениям подготовки (13.03.03, 23.03.01, 23.03.02, 23.05.01 и 23.04.02). На кафедре в это время обучалось 423 студента. На кафедре работали на 20,5 ставках 28 преподавателей, из которых 17,3% были доктора наук, профессора, 62% кандидаты наук, доценты и 20,7% старшие преподаватели без ученой степени. Средний возраст ППС был 53,3 года. Базовое образование имели 24,1% преподавателей. Производственников на кафедре работало 0%. Остепененность составляла 71,6%. Объем НИР зарабатываемых кафедрой на 1 НПР составляла 18,05 тыс. руб. Процент студентов вовлеченных в НИРС составлял 8,3%. Кафедра по рейтингу 2014 года занимала 2 место на факультете, 9 место в Политехническом институте и 34 место из 96 кафедр в университете.

 Кафедра «Транспортные машины» в 2014 году осуществляла образовательный процесс по 205 дисциплинам. Для реализации учебного процесса кафедра располагала 8 специализированными лабораториями, 3 административно-хозяйственных помещениями, центром диагностики легковых автомобилей и центром вихревых технологий (3 аудитории). Общая площадь учебного аудиторного фонда закрепленного за кафедрой составляла 502,3 м2. На балансе кафедры имелось современное учебно-лабораторное оборудование на общую сумму 5,5 млн. руб. Лаборатории кафедры были оснащены наглядными и демонстрационными стендами, современным учебно-лабораторным оборудованием, научно-исследовательскими приборами, компьютерами, аудио- и видео аппаратурой, мультимедийным и демонстрационным оборудованием.

Ниже приведена фотография коллектива кафедры " Транспортные машины" 2014 - 2015 учебного года. В первом ряду слева на право: Келасьев В.В., к.т.н., доцент; Курносов Н.Е. д.т.н., профессор; Салмин В.В. д.т.н., профессор, заведующий кафедрой; Савицский В.Я. д.т.н., профессор; Валюм Л.Б. учебный мастер. Во втором ряду слева на право: Чуфистов Е.А.. к.т.н., профессор; Торопцев И.П. к.т.н., доцент; Грабовский А.А. к.т.н., доцент; Измайлова Л.А. ведущий документовед; Войнов А.А. к.т.н., доцент; Каледа В.Н. к.т.н., доцент. В третьем ряду слева на право: Новосельцева М.Е., к.т.н., доцент; Лебединский К.В. к.т.н., доцент; Семёнов А.А., к.т.н., доцент; Щербаков А.Н. старший преподаватель; Рубцов С.В. инженер. В четвертом ряду слева на право: Додонова С.Ю. заведующая лабораториями; Суменков С.В. к.т.н., доцент; Гринин Г.П. к.т.н., доцент; В пятом ряду слева на право: Измайлов Ю.К. к.т.н., доцент; Генералова А.А. к.т.н., доцент; Карев А.И. техник; Звежинский А.И. к.т.н., доцент. В шестом ряду слева на право: Тарнопольский А.В. к.т.н., доцент; Елистратова А.Г. старший преподаватель; Накашидзе Ю.Ю. документовед; Алексеев Д.П. ведущий инженер; Логинов О.Н. к.т.н., доцент.

 

   

    После избрания в мае 2015 года в должности заведующего кафедрой д.т.н., профессор Салмин В.В. начался следующий этап работы кафедры. В этот период (с 2015 по 2020 год) стал снижаться контингент студентов. Кафедрой было принято решение прекратить набор бакалавров на направление 23.03.02 т.к. кафедра осуществляла подготовку инженеров по специальности 23.05.01. В 2017 году решением администрации Политехнического института был прекращен набор бакалавров по направлению 13.03.03 т.к. исчез спрос среди абитуриентов в данном направлении. В результате таких мероприятий контингент студентов снизился с 382 до 219 человек. Это привело к снижению штата ППС с 17,5 ставок до 12. В 2016 году вузом был проведен ремонт 1-107 аудитории.

     В 2017 году кафедра успешно прошла аккредитацию. В 2018 году по решению администрации вуза центр диагностики легковых автомобилей был передан под юрисдикцию администрации Политехнического института. Многие преподаватели поступили и закончили в других вузах для получения базового образования магистратуру, тем самым повысив показатели ППС с базовым образованием. Кафедра в этот период также переработала всё учебно-методическое обеспечение (ОПОП и все рабочие программы) для реализации образовательного процесса по ФГОС-3. Освоила электронную информационную образовательную среду (ЭИОС).

    В 2017 году преподаватели кафедры подготовила всё учебно-методическое обеспечение (ОПОП и все рабочие программы) для реализации образовательного процесса по ФГОС-3+ и ввели всю эту документацию в ЭИОС. В результате пяти лет работы средняя остепененность преподавателей кафедры за этот период повысилась и составила 86,7%. Увеличилось и количество преподавателей имеющих базовое образование с 24,1% до 63,2%. Количество докторов, профессоров на кафедре в этот период возросло и составило в среднем 23,5%. На кафедре в этот период стали работать производственники. Их доля в составе ППС кафедры возросла с 0% до 13,6%. Средний возраст ППС за этот период уменьшился с 53,3 до 49,7 лет. Количество преподавателей, имеющих возраст до 40 лет, на кафедре в этот период возрос до 34,1%. Объем НИР, зарабатываемых кафедрой на 1 НПР уменьшился с 18,05 тыс. руб. до 12,4 тыс.руб. Процент студентов, вовлеченных в НИРС, возрос с 8,3% до 25%. Кафедра за этот период опубликовала 15 монографий. Провела 15 научно-практических Международных и Всероссийских конференций. Количество статей публикуемых преподавателями и студентами кафедры увеличилось с 41 до 83 единиц в год. Кафедра по рейтингу 2015 - 2020 годов устойчиво занимала 2 место на факультете, 9 место в Политехническом институте и 20 место из 96 кафедр в университете.

       Ниже приведена фотография коллектива кафедры " Транспортные машины" 2017 - 2018 учебного года. В первом ряду заведующий кафедрой д.т.н., профессор Салмин В.В. Во втором ряду слева на право: Пименова О.В. к.т.н., доцент; Чуфистов Е.А. к.т.н., профессор; Накашидзе Ю.Ю. старший преподаватель; Измайлова Л.А. ведущий документовед; Литвинская О.С. к.т.н., доцент; Генералова А.А. к.т.н., доцент. В третьем ряду слева на право: Лебединский К.В. к.т.н., доцент; Додонова С.Ю. заведующая лабораториями; Николотов А. сташий преподаватель; Тарнопольский А.В. к.т.н., доцент; Войнов А.А. к.т.н., доцент. В четвертом ряду слева на право: Курносов Н.Е. д.т.н., профессор; Каледа В.Н. к.т.н., доцент; Алексеев Д.П. ведущий инженер.

Коллектив кафедры в 2017-2018 учебном году

 

    В мае 2020 года повторно в должности заведующего кафедрой переизбрался д.т.н., профессор Салмин В.В. В период с 2020 по 2025 год на кафедре также произошли ряд изменений, которые оказали существенное влияние на ее современное состояние. В период с 2020 по 2022 год в связи с пандемией коронавируса, разразившейся во всем мире и в России, кафедра активно стала осваивать дистанционные, виртуальные методы преподавания дисциплин студентам кафедры. С 2020 года по решению Минтранса РФ не отраслевым вузам было прекращено выделение контрольных цифр приема (КЦП) в бакалавриат и магистратуру по укрупненной группе специальностей 23.00.00. После этого с 2020 года на кафедре стал резко снижаться контингент обучающихся, а вместе с ним и штат преподавателей. Количество ставок ППС снизилось в этот период с 12 до 5, а контингент студентов уменьшился со 188 до 100 человек. В 2021 году на кафедру было закуплено 20 новых компьютеров. В 2021 году кафедра снова занималась разработкой учебно-методической документацией т.к. кафедра перешла на подготовку специалистов по ФГОС-3++.

    Несмотря на сокращения штата, преподаватели и учебно-вспомогательный персонал продолжали активно работать. Кафедра по-прежнему на факультете занимала второе место, по Политехническому институту входила в десятку лучших кафедр, а по университетскому рейтингу занимала 18 - 21 место из 90 кафедр. На кафедре к 2024 году осталась только специальность 23.05.01 и аспирантура по направлению 2.5.11. В результате пяти лет работы  (2020 - 2025 гг.) средняя остепененность преподавателей кафедры уменьшилась с 86,7% до 82,2%. Увеличилось количество преподавателей имеющих базовое образование с 63,2 до 100%. Количество докторов, профессоров на кафедре в этот период возросло с 23,5 до 27%. Количество производственников, работающих на кафедре увеличилось с 13,6 до 20,1%. Из-за снижения штата ППС и старения преподавателей кафедры средний возраст преподавателей увеличился с 49,7 до 54,3 лет. Количество преподавателей, имеющих возраст до 40 лет, на кафедре в этот период также уменьшилось с 34,1% до 21%. Объем НИР, зарабатываемых кафедрой на 1 НПР возрос с 12,4 тыс.руб. до 228,1 тыс.руб. Процент студентов вовлеченных в НИРС возрос с 25% до 41%. Кафедра за этот период опубликовала 5 монографий. Провела 15 научно-практических Международных и Всероссийских конференций. Количество статей публикуемых преподавателями и студентами кафедры снизился с 83 до 59 единиц в год. В 2024 году кафедра заняла по рейтингу вуза 3 место на факультете, 14 место в Политехническом институте, 45 место по университету.

    Ниже приведена фотография коллектива кафедры периода 2019 - 2023 годов. В первом ряду заведующий кафедрой д.т.н., профессор Салмин В.В. Во втором ряду слева на право: Пресняков В.И. инженер; Генералова А.А. к.т.н., доцент; Накашидзе Ю.Ю. старший преподаватель; Измайлова Л.А. ведущий документовед; Манякина К.А. инженер; Додонова С.Ю. заведующая лабораториями. В третьем ряду слева на право: Курносов Н.Е. д.т.н., профессор; Суменков С.В. к.т.н., доцент; Чуфистов Е.А. к.т.н., профессор; Войнов А.А. к.т.н., доцент; Жук А.П. к.т.н., доцент; Лебединский К.В. к.т.н., доцент. В четвертом ряду слева на право: Земцов А.А. ведущий инженер; Каледа В.Н. к.т.н., доцент.

Коллектив кафедры с 2019 по 2023 год.

     За период с 2015 по 2025 год на кафедру поступило на обучение 781 студент. Кафедру закончили за этот период 511 высококвалифицированных специалистов. Процент выпуска составил за этот период 65,4%. За период 11 лет работы в должности заведующего кафедрой д.т.н., профессора Салмина В.В. кафедра выпустила: 80 бакалавров по направлению 13.03.03; 171 бакалавра по специальности 23.03.01; 203 инженера по специальности 23.05.01; 57 магистров по направлению 23.04.02.

      В 2024 - 2025 учебном году на кафедре на 4,75 ставках работало 8 преподавателей, из которых 36,8% были доктора наук, профессора, 42,1% кандидаты наук, доценты и 21,1% старшие преподаватели без ученой степени. Средний возраст ППС был 56,3 года. Базовое образование имели 100% преподавателей. Производственников на кафедре было 10,5%. Остепененность по кафедре составляла 80%.

     Несмотря на сокращение КЦП в настоящее время кафедра продолжает готовить инженеров по специальности 23.05.01 "Наземные транспортно-технологические средства" 100 человек. В аспирантуре кафедры обучается 4 аспиранта.

        Ниже приведена фотография коллектива кафедры 2024 - 2025 учебного года. В первом ряду слева на право: Накашидзе Ю.Ю. старший преподаватель; Курносов Н.Е. д.т.н., профессор; Салмин В.В. д.т.н., профессор, заведующий кафедрой; Пресняков В.И. инженер; Елистратова А.Г. старший преподаватель; Алексеев Д.П. ведущий инженер. Во втором ряду слева на право: Суменков С.В., к.т.н., доцент; Чуфистов Е.А. к.т.н., профессор; Войнов А.А. к.т.н., доцент; Измайлова Л.А. ведущий документовед; Лебединский К.В. к.т.н., доцент. В третьем ряду слева на право: Земцов А.А. ведущий инженер; Додонова С.Ю. заведующая лабораториями.

 

Достижения

За период с 2001, года первого выпуска, кафедрами «Транспортные машины» и «Транспортно-технологические машины и оборудование» сделано более двадцати выпусков специалистов и бакалавров, подготовлено около тысячи магистров, инженеров и бакалавров.  За 13 лет (2001-2014 гг) защитили диссертации 2 доктора технических наук и 12 кандидатов наук.

 

 

Первые выпускники кафедры  «Транспортно-технологические машины и оборудование»,2006 год Выпускники кафедры «Транспортно-технологические машины и оборудование», 2009 год

                                      

              

 

В рамках Проектно-конструкторского бюро «Системного проектирования транспортных машин» студенты работают над проектами городского транспортного средства повышенной безопасности, скоростных транспортных средств, социального транспорта. Студенты кафедры являются лауреатами и дипломантами различных  конкурсов. Ими опубликованы десятки статей, получены патенты РФ.

Среди выпускников кафедры «Транспортные машины» есть генеральные директора и директора фирм, ведущие специалисты, руководители инновационных проектов, кандидаты наук.

Преподавателями и аспирантами кафедры издано четыре книги в центральных издательствах, около тридцати учебников и учебных пособий с грифами уполномоченных вузов и УМО, четыре монографии, опубликовано более тысячи научных статей. Кафедра принимала участие в организации и проведении около ста  международных научно-технических и научно-практических конференций.

    В 2008-2009 годах преподавателями кафедры с привлечением студентов специальности «Автомобиле- и тракторостроение» выполнены две научно-исследовательских работы в интересах АМО ЗИЛ по формированию концепт-проекта многофункциональной малой коммунальной машины и проектированию 3,5 тонного автопогрузчика. Последний проект реализован на предприятии Пензаавтозапчасть, приступившем к серийному выпуску автопогрузчика.

За период с 2015 по 2025 год на кафедру поступило на обучение 781 студент. Кафедру закончили за этот период 511 высококвалифицированных специалистов. Процент выпуска составил за этот период 65,4%. За период 11 лет работы в должности заведующего кафедрой д.т.н., профессора Салмина В.В. кафедра выпустила: 80 бакалавров по направлению 13.03.03; 171 бакалавра по специальности 23.03.01; 203 инженера по специальности 23.05.01; 57 магистров по направлению 23.04.02.

  

  

  

Концепт-проект многофункциональной малой коммунальной машины

  

Автопогрузчик фронтальный

Коллектив кафедры «ТТМиО» под руководством д.т.н., профессора Курносова Н.Е. длительное время выполняет программу разработки широкого спектра энергосберегающих и экологически безопасных изделий, принцип действия которых основан на использовании энергии вихревых потоков, создаваемых в газах и жидкостях. Разработчики участвуют в международных и зарубежных выставках инновационных разработок (Англия, Казахстан, Китай, Германия, Бельгия, Италия).  

В стадии разработки находится ряд принципиально новых изделий: автономный вихревой парогенератор, теплогенератор для нагрева нескольких разнородных жидкостей, в том числе и пожароопасных, например нефти, термодинамический диспергатор, климатическая система для кабин и салонов транспортных средств, устройства ионизации и озонирования воздуха на основе нанопроцессов в гетерогенных вихревых потоках, пузырьково-активаторная стиральная машина с гидронагревателем, устройства гидрокавитационной очистки изделий машиностроения, устройства повышающие содержание кислорода в жидкостях, устройства получения аммиака, и т.д.. Все устройства работают с использованием эффектов, происходящих в двухфазных газожидкостных вихревых потоках.
Фото

Освоено серийное производство ряда типоразмеров вихревых гидравлических теплогенераторов мощностью от 3 до 90 кВт, были разработаны и зарегистрированы технические условия на вихревой термогенератор (ТУ 4859-002-53714515-2002), подготовлена и проведена сертификация продукции – «Устройство для отопления и горячего водоснабжения» (сертификат соответствия № RU.MT.15.H00030).

Вихревые гидравлические теплогенераторы применяют на различных предприятиях для отопления и горячего водоснабжения производственных помещений и технологического оборудования, в том числе: ООО «ПРОФЭШЭНС» (г. Москва); ООО «Интегральные технологии» (г. Коломна Московской обл.); НПК «Машиностроение Коми» (г. Сыктывкар); ФИЛСИБГАФК г. Березовский Свердловской обл.), ОАО «Дизель» (Краснодарский край), ОАО «Радиозавод» (г. Кузнецк, Пензенской обл.) и др.

рис4

Устройства для подготовки и подачи распыленных СОТС в зону резания при механообработке внедрены в ОАО «Пензкомпрессормаш» на операциях фрезерования роторов винтовых компрессоров. Применение вихревой технологии подготовки и подачи СОТС в виде воздушно-жидкостного аэрозоля повышает до 100% стойкость режущего инструмента, обеспечивает ресурсосбережение.

Разработки демонстрировались на ряде зарубежных выставок: «Научно-технические достижения» (г. Шеньян, КНР, 2006 г.), IENA 2006 «Идеи, изобретения и инновации» (г. Нюрнберг, Германия), Всемирного Салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Иннова/Энерджи 2007» (конкурс «Брюссель-Эврика»), Бельгия, 22–25 ноября 2007 г.

Многофункциональные устройства, разработанные творческим коллективом под руководством Н.Е. Курносова, регулярно с 2000 года экспонируемые на различных выставках, удостоены 18 медалей, в том числе 14 медалей Всероссийского выставочного комплекса, 4 золотых медалей Международных выставок (КНР, Германия, Бельгия), специального приза (кубка) ассоциации промышленников Кореи, дипломами и медалями оргкомитетов. 

Кубок ГерманияГермания_лиц_1Китай_обр

Свыше 40 дипломов за выполненные разработки получены от министерств: Образования и науки РФ, Промышленности, науки и технологий РФ, Промышленности и энергетики РФ, Федерального института промышленной собственности и т.д.

1_Салон_Иннов_и_Инвест_распылитель_золото_2001

Кафедра сегодня

В июле 2025 года кафедру возглавил ктн, доцент Лебединский Константин Валерьевич.

 

Заведующий кафедрой "Транспортные машины" с июля 2025-й года кандидат технических наук, доцент

 Лебединский Константин Валерьевич

       На 2025 - 2026 учебный год штат кафедры составил 5 ставок, на которых будут работать 7 преподавателей, из которых 2 профессора, 3 доцента и 2 старших преподавателя. Учебно-вспомогательный персонал кафедры на 2025 - 2026 учебный год составит 7 человек. Новым заведующим кафедрой в июле 2025 года открыт на кафедре "Центр автотехнической экспертизы".

        В настоящее время кафедра находится в ожидании нового Федерального стандарта 4-го поколения и продолжает набирать студентов в группу 25МН1 и готовить инженеров-конструкторов по специальности 23.05.01 для предприятий г. Пензы, Пензенской области и Российской Федерации.

 

 

Дата создания: 23.01.2015 11:27
Дата обновления: 10.08.2025 10:43